Добрый день, всем читателям, заглянувшим в мое литературное познание на блоге Perfection Life. Продолжаю изучать классическую литературу, по списку, но в хаотичном порядке. И следующий классик – Михаил Афанасьевич Булгаков и его два произведения.

Когда ко мне в руки попала книга «Избранного» Булгакова, я приступила к изучению первого романа «Дни Турбиных», но запутавшись в историко-политических событиях, которые описывались в романе, я перешла сразу же ко второму – «Мастер и Маргарита»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»Весьма нашумевший, мистический и очень популярный роман, но я его до этого времени не читала и даже не смотрела экранизации. И для меня было невдомек, чем же он так завораживает читателей.

Но после прочтения книги, я не могла не оценить и литературный талант Булгакова, и мудрость мыслей высказанных, как в прямом, так и в переносном смысле. Сразу задалась вопросом: «Автор был верующим или суеверным человеком?» Хотя одно другого не исключает, ведь многие русские писатели были суеверными.

В романе присутствует 3 слоя: исторический, мистический и политический (бытовой). Помимо слоев, у романа есть несколько глубин понимания и осознания. Причем его гениальность в том и состоит, что даже человек, читающий его поверхностно, как художественную литературу, сможет оценить мудрость и смыл романа. Но таких уровней понимания в романе больше, чем мы можем осознать.

Это подтверждает и сложность сюжета, и многомерность, и многослойность, и большое количество персонажей, задействованных в романе, каждый из которых весьма и весьма колоритный. И сразу же захотелось провести параллель между литературными персонажами и реальными людьми, которые стали прототипами героев.

Частично на эти вопросы может ответить Википедия, где подробно описывается каждый герой, его возможное происхождение и прототип. Но это скучная официальная версия. Нашла урок Дмитрия Быкова об этом романе, который рекомендую вам посмотреть. Пересказывать не стану – дурной тон, но свои комментарии внесу. Сразу же возникло желание перечитать роман уже в новом видении.

Лишний раз убеждаюсь, что рассматривать произведение отдельно от временной и исторической привязки написания и особенностей восприятия автора, его мировоззрения, политических и идеологических взглядов, просто нельзя. Теряется как минимум большая часть смысла и идей романа.

Слушать onlineД.Быков - роман для СталинаСкачать бесплатноДругие книги М.Булгакова

 

Скачать бесплатно роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» с Яндекс.Диска в форматах  pdf fb2 txt и аудиокнигу в формате  torrent

М. Булгаков «Белая гвардия. Или дни Турбиных»

М. Булгаков «Белая гвардия. Или дни Турбиных»

Желаю все самого безоблачного и радужного настроения на моем блоге Perfection Life и всем пламенный привет. Вот мы и перевернули лист календаря на ноябрь, с чем и спешу вас поздравить.В прошлой статье, я говорила, что роман «Дни Турбиных» с первого раза у меня «не пошел»… Но я вернулась к нему сразу же после «Мастера и […]

1 комментарий
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Добрый день, всем читателям, заглянувшим в мое литературное познание на блоге Perfection Life. Продолжаю изучать классическую литературу, по списку, но в хаотичном порядке. И следующий классик – Михаил Афанасьевич Булгаков и его два произведения. Внимание!!! Обновления блога на вашу почту. Введите свой рабочий email: 100% сохранность и конфиденциальность ваших данных гарантируется. Вы получаете только авторские […]

2 комментария

Роман для Сталина. Звучит крайне невероятно, но весьма интересно. Булгаковеды, которые занимались изучением творчества писателя и его романа утверждают, что прототипом Воланда стал Сталин, как зло творящее добро. Об этом сразу же нам сообщил эпиграф «Фауста» в начале романа.

И вот тут начинается самое интересное. У меня после второго прочтения, количество вопросов, на которые никто не сможет ответить, увеличилось в геометрической прогрессии.

Роман начинается с прибытия в Москву Воланда и его встречи с Берлиозом и Бездомным. Все это время они обсуждают Кантовские доказательства существования Бога. Меня это очень заинтересовало, я открыла интернет и восполнила недостаток своих знаний в этом вопросе.

 

Как оказалось, что философ Кант, не создавал никаких 5 доказательств существований Бога, а наоборот утверждал  их несостоятельность и невозможность научного и философского обоснования. Изначально доказательств было 4, но Кант, выделил идею существования Бога, как необходимость моральной нормы, что и стало 5 «доказательством».

Но в романе мы встречаем еще 2 «доказательства». И коварный вопрос Воланда, если нет Бога, значит, нет и Дьявола? Бывает черное без белого? Добро без зла? А зло во благо? Часть романа именно об этом.

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»Кода я размышляла над образами Пилата и Иешуа, то меня посетила мысль, что это единое целое, в котором борется добро и зло. Но добро не умирает на Лысой горе, как об этом думал Пилат, оно переходит в другое качество и становится частью Пилата, его освобождением от бессмертия в конце романа.

Если всех порочных людей Волонд наказывает с помощью черной магии, но почти никому не причиняет вреда, то почему роман начинается со смерти Берлиоза? За что он умер? Быков утверждает, что из-за жилищного вопроса, т.е. из-за квартиры, в которую въехал маг. А почему именно в эту? Что в Москве всего одна квартира достойная Дьявола? Или тут сыграла роль соседства с «злополучной» Аннушкой, она же «чума», приносящая всем страдания и горе? Или это весь дом наполнен «нечистями» вроде Аннушки?

Но позвольте, ведь в романе говорится, что события в «нехорошей квартире» начали происходить задолго до Берлиоза. Первоначальные его обладатели были ювелиры. И тут я вспоминаю, как блеснул большой бриллиант на портсигаре у Воланда, когда он угощал бездомного «нашей маркой».

Сделала вывод, царь Тьмы не впервые в Москве. Мало того, он «вездесущ», но его могут видеть не все, только те, кого он выбрал. Отсюда и психиатрия и лечебницы… Вот это уже больше напоминает сталинский режим и тайную полицию.

Что же касается Мастера и Маргариты, то это вообще отдельная история. Если Маргарита, это прототип светской дамы 60-х годов, которая днем сама порядочность, а ночью превращается в ведьму, может пролететь на метле по городу голой, а позже и провести бал у Сатаны, то это еще одна двойственность и дуальность моральных качеств в романе.

Мастер, мастер… Прототип самого Булгакова? Или в целом писателей? Кстати, первый вариант романа Булгаков сжег, по требованию «Власти». И хочется отметить, что он не единственный писатель, который сжигает свои рукописи. Но у всех них есть одна особенность – мистическая, как у Гоголя, так и у Булгакова.

Возможно авторы постигли самый глубокий смысл бытия, что послужило источником их вдохновения и написания этих романов, но почему же их преследуют мистическая трагедия. А ведь Булгаков написал, что «рукописи не горят». Пусть она не существует в материи, к которой мы все привыкли, но тогда где?

И тут приходит на ум 5 измерение, в котором проводился сам бал Сатаны, и где впоследствии оказался Мастер с Маргаритой и своей рукописью. Там же все это время был и Пилат, пока к нему по лунной дорожке не пришел Иешуа, увлекая беседой. Еще одна идея, проскользнувшая через весь роман – бессмертие…

Внимание!!!

Обновления блога на вашу почту.

Введите свой рабочий email:

100% сохранность и конфиденциальность ваших данных гарантируется.

Вы получаете только авторские материалы блога.

Конкурс на лучший комментарий.

Подробности здесь

Конкурс: 100р за лучший комментарий

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
9.4Общий балл
Читательский рейтинг: (8 Голосов)
9.4
  • Мой любимый роман. Самое интересное, что когда снова его перечитываешь видишь совершенно другой смысл и замечаешь упущенное. Роман уникален тем, что каждый сможет его понять, но по-своему!

    • Это совершенно верно. Каждый в нем видит то, что способен увидеть не только мозгом, но и душой. Хотя, на самом деле, только сам автор понимает смысл своего шедевра в полном объеме)